Домашняя работа: за и против.

Часть 1. Домашняя работа: за и против.


Сколько людей - столько и мнений по поводу вопроса о целесообразности домашнего задания в школе и о том, кто и когда его должен делать.

Итак, нужна ли домашняя работа в школе?

– Безусловно, потому что это…


1) КАЧЕСТВЕННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Немецкий психолог Герман Эббингауз исследовал память человека и вывел «кривую забывания», доказав, что перехитрить собственную память и не забывать информацию можно только при системном подходе. Именно поэтому на повторение изученного материала необходимо выделять время, а выполнение дз – это время, которое заложено в учебную программу для закрепления материала.

2) РАЗВИТИЕ SOFT SKILLS

В эпоху нянюшек, аниматоров и репетиров самостоятельная домашняя работа – это время, когда ребенок знакомиться с чувством ответственности и самостоятельности. Это очень важно для будущего профессионального обучения и для формирования жизненных навыков. Распорядок для, включающий в себя слот «уроки» помогает ребенку развивать самоорганизацию, управление времени, системный подход, творчество и многое другое.


3) ОСОЗНАННОСТЬ И УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ

Замечено, что дети, которые добросовестно выполняют домашнюю работу демонстрируют не только большую глубину знаний, но и больший исследовательский интерес. Погружение в тему при качественном выполнении домашней работы по предмету формирует любопытство и желание узнать дополнительную информацию. Осмысление полученного приводит к тому, что:

1) такая информация запоминается в 9 раз быстрее простого механического заучивания;

2) у ребенка формируются межпредметные связи, что развивает общую эрудицию;

3) как ни странно, крепнут коммуникационные связи.

Часто дети «забывают» зафиксировать домашнее задание или из-за пропусков «плавают» в новом материале. Необходимость «добыть» домашку, получить разъяснения, проверить свое понимание и правильность, в конце концов совместное выполнение д/з или работа над проектом – все это развивает неформальные коммуникации между одноклассниками.


Часть 2. Почему ребенок не хочет выполнять домашнюю работу?


Зачастую детей обвиняют в лени или тупости, когда речь идет об отказе от выполнения домашнего задания. Но давайте попробуем заглянуть глубже, в чем еще может быть причина?


1) СТРЕСС, ПЛОХОЕ САМОЧУВСТВИЕ, ХРОНИЧЕСКАЯ УСТАЛОСТЬ.

Школа, кружки, репетиторы, высокие требования… Насколько желание родителей дать ребенку максимум совпадает с возможностями самого ребенка? Как обстоят у него дела с режимом дня в будни и выходные? Что с осанкой – нет ли проблем с позвоночником, особенно с шейным отделом? Как часто ребенок болеет? Что с его иммунитетом?

ВЫХОД: первое с чего следует начать - оценить режим нагрузки и посмотреть на все вопросы через фокус индивидуальных физиологических и психологических особенностей ребенка. При необходимости подключить специалистов для оценки и коррекции состояния.

2) ОТСУТСТВИЕ «СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ»

Часто протест вызван тем, что ребенок перегружен делами из категории «должен»: должен учиться, должен помогать по дому, должен… Борясь со своим внутренним сопротивлением, он тратит много времени, чтобы уговорить себя начать что-то делать. Для родителей – это время безделья, а для ребенка – это период работы над собой, уговоров себя. В этот момент он устает больше, чем если бы пробежал километр на скорость.

ВЫХОД: научить ребенка тайм-менеджменту, причем начинать нужно с планирования своего свободного времени и отдыха (как учат все гуру тайм-менеджмента). Для этого можно составить перечень дел, которые ребенок называет отдыхом, а дальше спланировать дни так, чтобы у него было на них выделено время. Ребенок должен в своем сознании зафиксировать, «сейчас я отдыхаю» и осознавать, что его день состоит из череды «должен – хочу - могу». При этом, планирование обязательно должно быть видимым!


3) ЛИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Бывают периоды жизни, когда душа болит о другом: проблемы с самооценкой, сложности с друзьями, первая влюбленность… Или наоборот, на волне моды ребенок увлекся чем-нибудь нешкольным – хобби, игра, книга, новая компания.

В такие моменты учеба легко отодвигается даже не на второй план.

ВЫХОД: нужен разговор с ребенком по душам, разберитесь в истинных причинах происходящего, но не рубите с плеча. Идеально, если вы и так в курсе всех его душевных перипетий, а если нет, то узнайте, кому ваш ребенок доверяет и соберите информацию.


4) НЕПОНЯТНОЕ ЗАДАНИЕ

Бывает, что ребенок недопонял тему или не может разобраться в сути задания, которое дал учитель. Если это случается эпизодически, нужно ему помочь или предложить обратиться за помощью к одноклассникам. Но если такое происходит регулярно с одним и тем же предметом (или со всеми предметами), то стоит подойти к решению ситуации серьезнее.

ВЫХОД: проанализируйте успеваемость ребенка за все время его обучения в школе, побеседуйте с классным руководителем и с учителями-предметниками, спросите у самого ребенка, в чем причина. Определите время, ситуацию, когда начались сложности, выявите причину и действуйте!


5) ОТ ОСИНКИ НЕ РОДЯТСЯ…

И еще раз про личный пример. Любопытно ли вам, как родителю, учиться самому, узнавать новое, гордиться собственными знаниями, достижениями, успехами? Как вы отзываетесь о школе, о домашних заданиях, об учителях… Смотрите ли вы дома познавательные передачи, способствуете ли развитию любопытства и познавательного интереса у своего ребенка? Все эти банальности на самом важная составляющая поведенческих паттернов вашего ребенка.

ВЫХОД: проанализируйте свое поведение и поведение ближайшего к ребенку окружения. Какие ценности вы хотите встроить ему, когда речь идет о получении знаний, об ориентации на результат и о стратегиях достижения успеха. И самый важный вопрос, каким образом вы это делаете в ежедневной бытовой коммуникации с ребенком?


Часть 3. Нужно ли делать домашнее задание с ребенком?


Есть много анекдотов из серии «Пока делала уроки с ребенком сама получила высшее образование…» или «Пока делали д/з мама охрипла, соседи выучили, кот пересказал…». На вопрос стоит ли делать д/з с ребенком существует несколько правильных ответов.

1) «Да, стоит, но не ВМЕСТО, а ВМЕСТЕ» (хороший вариант)

Родитель – значимый взрослый, которому доверяет ребенок и к которому обращается за помощью в сложных ситуациях. Домашняя работа – это место, где доверие может укрепиться или разрушиться. Считается приемлемым, если в начале учебной деятельности родители помогают ребенку освоить новый распорядок дня: организовать время и место для выполнения задания, пояснить алгоритм выполнения домашнего задания, поддержать мотивацию ребенка при первых сложностях, ответить на сложные вопросы. Допустимо, что в старшей школе ребенок обращается к взрослому за разъяснениями, а родитель осуществляет общий контроль над успеваемостью и выполнением домашней работы (сделано/не сделано).

Во всех остальных вариантах взаимодействия идет передача родителю ответственности за учебные результаты, за организацию учебного процесса, происходит демотивация ребенка. Такой ребенок не садиться делать д/з без родительского контроля, нуждается в постоянных стимулирующих вбросах, может обвинять школу, учителя, родителя в своих неуспехах. Он не стремится к получению знаний, он выполняет отработку долга.

2) «Нет! Это ЗОНА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ребенка!» (идеальный вариант)

Такой идеальный вариант существует - есть дети, которые с первых дней сами делают домашку, но дело не в идеальных детях и даже не в волшебстве. Вся работа над самостоятельностью ребенка начинается в раннем детстве. Только в безопасной и комфортной среде, с любящим взрослым, которому самому интересно познавать мир у ребенка формируется познавательный интерес – основа мотивации к обучению и к развитию. Именно у заботливых, но терпеливых родителей, которые не завязывают за ребенка шнурки и не покупают обувь на удобных липучках, ребенок готов проходить через трудности самостоятельно, не бояться поражений.

И наоборот, дети, в жизни которых недоставало родительской заботы или случались травматические события, получаются развитыми неравномерно: например, отличный интеллект, но неумение справляться с эмоциями, или другой вариант, когда высокий внутренний контроль и высокие требования к себе сочетаются с глобальным чувством вины и страхом ошибки. Именно с такими детьми обычно приходится вместе делать уроки, сидеть неотступно рядом и разбираться, внушать, требовать.


3) «Никогда НЕ ПОЗДНО начать!» (реальные советы)

Для начала необходимо разложить процесс выполнения д/з на простые составляющие.


«Выбери время, когда ты будешь это делать».

Даже мы, взрослые, не всегда верно определяем для себя «лучшее время для работы» и испытываем сложности с личным тайм-менеджментом. Помогите свою ребенку понять, когда для него лучшее время, когда он в ресурсе, когда для него выполнение д/з наиболее комфортно.


«Сколько на самом деле тебе нужно времени на выполнение д/з?»

Расскажите про принцип Парето: 20% времени дают 80% результата и покажите, как это работает. Такой подход позволит ребенку увидеть, что домашка не бесконечна и не занимает на самом деле много времени. Более того, добавив к этому «метод помидора» вы сможете превратить выполнение домашки в игру.


«С чем тебе на самом деле нужна помощь?»

Определите перечень предметов или заданий, где участие родителя необходимо. Например, нужно ли ждать прихода мамы с работы, чтобы прочитать текст из окружающего мира или нарисовать рисунок. Такой подход позволит вам лучше понять зоны развития вашего ребенка и определить формат помощи для него (вы, репетитор или дополнительные занятия с педагогом по разбору сложной для него темы).


«Что сделает выполнение д/з более комфортным?»

Вопрос не только времени, но и места. При каких условиях вашему чаду будет комфортно? Свет, стол, удобная обстановка, новая ручка – все это может выступить вовлекающим фактором.

Еще один вариант – поговорите с ребенком о возможности запараллелить задачи. Например, в качестве сказки на ночь можно читать рассказ по литературе. В таким случае, выделять отдельное время в дне на чтение не нужно. Или при наличии в школе времени на самоподготовку можно совмещать выполнение письменной домашки с налаживанием отношений с одноклассниками (совместная интеллектуальная работа всегда усиливает коммуникацию).


«Давай договоримся»

Самой распространенной ошибкой является попытка подкупить ребенка или обещание сиюминутных благ за выполнение домашнего задания. Такой подход плохо работает и часто ведет к манипулятивному поведению со стороны ребенка: «А что мне будет за это?». Вместо этого можно сделать то, что в психологии называется внешним соглашением. Вы вместе с ребенком подписываете бумагу: решаете, когда и где будет делаться домашнее задание (к примеру, в 19:30 за кухонным столом). Все, кто подписывают соглашение, автоматически становятся обязанными выполнить его правила.


Автор статьи:

Школьный психолог Бала-Сити,

Мира Маннапова.

Избранные посты
Недавние посты