top of page

Домашняя работа: за и против.

Часть 1. Домашняя работа: за и против.


Сколько людей - столько и мнений по поводу вопроса о целесообразности домашнего задания в школе и о том, кто и когда его должен делать.

Итак, нужна ли домашняя работа в школе?

– Безусловно, потому что это…


1) КАЧЕСТВЕННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Немецкий психолог Герман Эббингауз исследовал память человека и вывел «кривую забывания», доказав, что перехитрить собственную память и не забывать информацию можно только при системном подходе. Именно поэтому на повторение изученного материала необходимо выделять время, а выполнение дз – это время, которое заложено в учебную программу для закрепления материала.

2) РАЗВИТИЕ SOFT SKILLS

В эпоху нянюшек, аниматоров и репетиров самостоятельная домашняя работа – это время, когда ребенок знакомиться с чувством ответственности и самостоятельности. Это очень важно для будущего профессионального обучения и для формирования жизненных навыков. Распорядок для, включающий в себя слот «уроки» помогает ребенку развивать самоорганизацию, управление времени, системный подход, творчество и многое другое.


3) ОСОЗНАННОСТЬ И УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ

Замечено, что дети, которые добросовестно выполняют домашнюю работу демонстрируют не только большую глубину знаний, но и больший исследовательский интерес. Погружение в тему при качественном выполнении домашней работы по предмету формирует любопытство и желание узнать дополнительную информацию. Осмысление полученного приводит к тому, что:

1) такая информация запоминается в 9 раз быстрее простого механического заучивания;

2) у ребенка формируются межпредметные связи, что развивает общую эрудицию;

3) как ни странно, крепнут коммуникационные связи.

Часто дети «забывают» зафиксировать домашнее задание или из-за пропусков «плавают» в новом материале. Необходимость «добыть» домашку, получить разъяснения, проверить свое понимание и правильность, в конце концов совместное выполнение д/з или работа над проектом – все это развивает неформальные коммуникации между одноклассниками.


Часть 2. Почему ребенок не хочет выполнять домашнюю работу?


Зачастую детей обвиняют в лени или тупости, когда речь идет об отказе от выполнения домашнего задания. Но давайте попробуем заглянуть глубже, в чем еще может быть причина?


1) СТРЕСС, ПЛОХОЕ САМОЧУВСТВИЕ, ХРОНИЧЕСКАЯ УСТАЛОСТЬ.

Школа, кружки, репетиторы, высокие требования… Насколько желание родителей дать ребенку максимум совпадает с возможностями самого ребенка? Как обстоят у него дела с режимом дня в будни и выходные? Что с осанкой – нет ли проблем с позвоночником, особенно с шейным отделом? Как часто ребенок болеет? Что с его иммунитетом?