Сколько кружков должно быть у вашего ребенка?
- Bala-City Cambridge International School
- 15 окт. 2020 г.
- 3 мин. чтения

Психолог школы Мира Маннапова даёт свои рекомендации.
В какие кружки и секции вас водили в детстве? Доставляли они вам неимоверные страдания или стали основой для выбора будущей профессии? Это было ваше желание или родителей?
Сегодня существует много советов о том, как можно «правильно выбрать кружок своему ребенку». От простейшего «лишь бы рядом с домом и все в одном месте» до «уже с пеленок надо растить гения».
Мы хотим вам предложить психологический подход к выбору кружка. В его основе лежит несколько идей:
1) формирование безопасного и разностороннего опыта.
В возрасте до 12 лет интересы ребенка формируются стихийно. Дети увлекаются тем, что получается хорошо, чем занимаются в семье, «куда родители отдали», тем же, что популярно у сверстников.
При этом наша основная задача в развитии для этого возраста – сформировать адекватный и разнообразный жизненный опыт. Его наличие позволит ребенку в более старшем возрасте осознанно выбирать виды деятельности, которые доставляют ему удовольствие и отказываться от тех, что для него являются лишними хронофагами. Самостоятельное принятие решений о персональной траектории своего развития – наш способ сформировать у ребенка чувство ответственности за свою жизнь и свою самореализацию.
2) Мотивация к развитию.
Большинству родителей кажется, что если их ребенок часто меняет свои увлечения – то это катастрофа, мол у него страдает устойчивость интересов, он не умеет преодолевать себя и справляться со сложностями.
Такая оценка ситуации имеет место, если:
✅ Ребёнок меняет кружки чаще, чем раз в год.
✅ Родитель забирает ребенка из секции после первого же «не хочу».
✅ Когда перестали ходить/водить, потому что «что-то стало не до этого» и с «с нового года займемся другим».
Годовой опыт посещения разноформатных или разнонаправленных кружков способствует тому, что у ребенка формируется повышенная готовность к усвоению нового, гибкость мышления, способность переносить накопленный опыт в новую реальность, общая эрудиция.
Безусловно, за это время ребенок не станет специалистом в какой-то теме, он поверхностно познакомиться предметом. Однако выгоды от развития soft-skills (надпрофессиональных навыков) очевидны!
3) Компенсация личностных особенностей ребенка (самый важный пункт!)
«Что родилось, то родилось!» Генетика - это фундамент, который задает параметры для формирования нашей личности. Но мозг - очень гибкая система, его способность к адаптации огромна.
На этом основан удивительный феномен, что наши троечники-одноклассники, участвующие в КВН и занимающие в туристических кружках, вдруг в зрелом возрасте превращаются в очень успешных людей, а вот отличники и медалисты ведут жизнь офисного планктона. Мозг накапливает разнообразный практикоориентированный житейский опыт и его количество с течением времени превращается в качество.
Еще один странный, но интересный пример. Многие люди с диагностированным расстройством личности способны адаптироваться и вести обычную жизнь. Как это возможно? Все дело в том, что мозг обучаем и способен усваивать новые модели поведения. Посещение занятий, направленных на формирование конкретного и необходимого навыка позволяет скомпенсировать личностные особенности (например, театральный кружок учит выражать мысли и чувства через копирование готовых моделей поведения, бисероплетение повышает концентрацию внимания, групповые виды спорта – развивают навык сотрудничества и проч.).
Именно поэтому формируя список кружков и секций для своего ребенка на новый учебный год, задайте себе и ему несколько вопросов:
1) Чем ребенок интересуется, что его увлекает, чем он сам хочет заниматься?
Так выбирается кружок, который поддерживает мотивацию ребенка к развитию.
2) Каковы особенности выбранного кружка? На развитие каких особенностей личности он направлен?
Варианты:
- интеллектуальное/физическое/эстетическое развитие;
- индивидуальное/групповое по форме занятий;
- развитие лидерских навыков и персональных стратегий/навыков сотрудничества;
- развитие социальных навыков, коммуникабельности/навыков концентрации внимания, креативности/способностей к адаптации и гибкость мышления.
Второй кружок можно выбрать по принципу от противного, в противовес первого. Это позволит сделать развитие разносторонним и разнообразным.
3) Что у вашего малыша западает? Какой навык, умение, способность, функция требуют дополнительного внимания? Что он не умеет делать? Что является в этом году его «зоной развития»?
Опираясь на схему вариантов в п.2. подберите третий кружок, который будет способствовать развитию западающих навыков.
В любом случае выбирать вам, что должно войти в список дополнительных занятий для вашего ребенка. Но все же помните, скомпенсировать личностные особенности и повысить адаптивность личности можно с помощью формирования эффективного пакета дополнительных занятий. А вот что из этого станет увлечением на всю жизнь, профессией, сферой вдохновения, обеспечивающий «желание жить» решит уже сам ребенок позже.
Недавние посты
Смотреть всеВчера мы ярко отметили День знаний, который прошел в теплой и дружеской атмосфере. На торжественной линейке мы поприветствовали и...
Comments