Учебная мотивация: «Кнут и пряник»



Продолжение.


В популярной психологии существует понятие «Коридор мотивации».  Он возникает благодаря существованию двух групп мотивов:

✅ мотивы достижения результата и успеха (пряник)

✅ мотивы избегания неудачи (кнут).


Простой пример: два ребенка всегда приходят в школу вовремя, без опозданий. Но внутри такого поведения может лежать разная мотивация. Если у ребенка мотивация в вариант №1 – то он стремится в школу, потому что прийти вовремя для него означает «быть хорошим, получить больше, успеть пообщаться с одноклассниками и учителем», он бежит к знаниям и возможностям. В ситуации варианта №2 ребенок тоже не опаздывает, но за этим стоит страх наказания «лишь бы не ругали, чтобы быть как все, главное, не получить нагоняй». Разница в такой дисциплинированности – очевидна и огромна, но оба вида мотивации действенные! Кто-то достигает больших результатов из-за страха быть неудачником, а кто-то ради получения большей выгоды для себя.


Что в этой ситуации должен знать родитель?

1)      Определите, какой вид мотивации больше развит у Вашего ребенка.

2)      При необходимости, скомпенсируйте «перекос».


При этом, если плюсы развития мотивации достижения результата понятны, то вот с выгодой от  мотивации избегания неудач не все так просто.


Зачем ребенку нужен «кнут»?


Во-первых, умение видеть неблагоприятные для себя последствия, а не только акцентировать внимание на выгодах, учит его видеть ситуацию более целостно и полно. В будущем это один из столпов, который позволяет ребенку формировать адекватное представление о себе, окружающем мире и не попадать в ловушки коммуникативных манипуляций.


Во-вторых, это возможность «подстелить себе соломку» - предупрежден, значит вооружен. Умение определять риски и вероятность их наступления ведет к тому, что ребята учатся вариативности мышления – у них появляется альтернативные и более эффективные стратегии достижения результата.


Как действовать?


Если у ребенка западает мотивация достижения результата, то учите его фантазировать и хотеть большего, ставить себе цели.


Это может быть вечерний разговор за чашкой чая с пирожком. Тут важно знать, о чем бы не были его мечты – о полете в космос или о том, чтобы получить новый гаджет, – нельзя критиковать или давать оценку этой мечте.

Другой вариант, рассказывать о целях и планах семьи или своих собственных (о тех, о которых уместно говорить с ребенком) или рассказывать «поучительные истории» о том, как вы сами в детстве «хотели» и что из этого осуществилось.

Третий - это обсуждение мотивов и целей героев разных мультфильмов и произведений, с обязательным переходом к анализу желаний ребенка: «А ты бы так хотел»?


Если у нас западает мотивация избегания неудач – ребенок не видит или не хочет видеть последствия своего поведения, то ваши действия могут быть такими: учите анализировать ошибки уже по итогам случившегося.


Важно помнить, что это нужно делать на спокойную голову (и вашу, и ребенка), после того как первая эмоциональная реакция прошла. Как думаешь почему так получилось? Как можно было действовать иначе? Что еще можно делать в такой ситуации, чтобы получить другой результат?

Точно так же для анализа можно использовать фильмы, поступки других людей, придуманные примеры из жизни, где герои попадают в сложности и глупые ситуации из-за своей неосмотрительности. Или вопросы, которые развивают способность прогнозирования рисков.


Ну самое важное: в ситуации неудачи используйте вопрос-установку «дело не в том, что случилось или кто виноват, а что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию?» Акцентируйте внимание ребенка на действиях по изменению положения, а не на том, чтобы погрузиться в переживания еще больше или уйти в поиск виноватого.


Единственное, помните, что, усиливая мотивацию избегания неудач, не стоит перегибать палку, ведь можно из жизнерадостного и верящего в чудеса ребенка вырастить пессимиста.


В любом случае, коридор мотивации существует у каждого из нас. Вопрос в том, что Вы можете управлять интересом к учебе опираясь на две эти кнопочки: воодушевляя новыми знаниями и возможностями, взращивая познавательные амбиции и/или обсуждая риски и упущенные возможности.

Мира Маннапова,

психолог Кембриджской международной школы Бала-Сити

Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square

Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International

г. Казань, Республика Татарстан, Россия

  • White Facebook Icon