top of page

Учебная мотивация: «Кнут и пряник»



Продолжение.


В популярной психологии существует понятие «Коридор мотивации».  Он возникает благодаря существованию двух групп мотивов:

✅ мотивы достижения результата и успеха (пряник)

✅ мотивы избегания неудачи (кнут).


Простой пример: два ребенка всегда приходят в школу вовремя, без опозданий. Но внутри такого поведения может лежать разная мотивация. Если у ребенка мотивация в вариант №1 – то он стремится в школу, потому что прийти вовремя для него означает «быть хорошим, получить больше, успеть пообщаться с одноклассниками и учителем», он бежит к знаниям и возможностям. В ситуации варианта №2 ребенок тоже не опаздывает, но за этим стоит страх наказания «лишь бы не ругали, чтобы быть как все, главное, не получить нагоняй». Разница в такой дисциплинированности – очевидна и огромна, но оба вида мотивации действенные! Кто-то достигает больших результатов из-за страха быть неудачником, а кто-то ради получения большей выгоды для себя.


Что в этой ситуации должен знать родитель?

1)      Определите, какой вид мотивации больше развит у Вашего ребенка.

2)      При необходимости, скомпенсируйте «перекос».


При этом, если плюсы развития мотивации достижения результата понятны, то вот с выгодой от  мотивации избегания неудач не все так просто.


Зачем ребенку нужен «кнут»?


Во-первых, умение видеть неблагоприятные для себя последствия, а не только акцентировать внимание на выгодах, учит его видеть ситуацию более целостно и полно. В будущем это один из столпов, который позволяет ребенку формировать адекватное представление о себе, окружающем мире и не попадать в ловушки коммуникативных манипуляций.


Во-вторых, это возможность «подстелить себе соломку» - предупрежден, значит вооружен. Умение определять риски и вероятность их наступления ведет к тому, что ребята учатся вариативности мышления – у них появляется альтернативные и более эффективные стратегии достижения результата.


Как действовать?


Если у ребенка западает мотивация достижения результата, то учите его фантазировать и хотеть большего, ставить себе цели.


Это может быть вечерний разговор за чашкой чая с пирожком. Тут важно знать, о чем бы не были его мечты – о полете в космос или о том, чтобы получить новый гаджет, – нельзя критиковать или давать оценку этой мечте.

Другой вариант, рассказывать о целях и планах семьи или своих собственных (о тех, о которых уместно говорить с ребенком) или рассказывать «поучительные истории» о том, как вы сами в детстве «хотели» и что из этого осуществилось.

Третий - это обсуждение мотивов и целей героев разных мул