Что наша жизнь - игра!
top of page

Что наша жизнь - игра!

Давно ли вы видели детей, играющих во дворе в «вышибалы» или «12 палочек»? Многие родители, озадачены более «глобальными» вопросами и стараются прервать игры своих детей, чтобы занять более полезными, на их взгляд, делами. Никто не спорит, что книги – это очень хорошо и позаниматься математикой тоже. Но! Зачем ребенку нужна игра? Это и будет очередной темой, которая некоторым родителям действительно откроет глаза.

Став взрослыми и набравшись «жизненного» опыта, взрослые часто недооценивают роль игры в жизни ребенка. Почему же? Очень просто, потому что их мозг, в свое время уже получил необходимую информацию для себя и «закрыл» эту тему. Включились другие программы: «образование», «серьезность», «работа». Именно поэтому родители судят, как говориться со своей колокольни. И осознать это, могут не многие. А тем временем, игра чуть ли не самое важное дело в жизни нового человека, после еды, воды и сна.

Замечали, что все детёныши животных играют. Почему? Зачем они тратят энергию, рискуют жизнью и здоровьем, вместо того чтобы набираться сил, спрятавшись в какой-нибудь норе? Потому что игра - это способ научиться навыкам, необходимым для жизни (выживания) в команде, социуме группе и своей среде обитания. Игра заложена на подсознательный уровень. Ведь никто из детей не думает: «Вот сейчас пойду играть в догонялки, это разовьет мою выносливость, ловкость и силу…» Конечно, он так не рассуждает! Об этом знает подсознание и само влечёт ребенка в игру. Внутренняя необъяснимая потребность.

Взрослые несут за детей ответственность, принимают за них решения и разбираются с их проблемами. В игре дети делают это сами! Для ребенка игра — это бесценный опыт: научиться контролировать свое поведение и нести за себя ответственность. Лишая детей игр, мы формируем зависимых и инертных людей, живущих с ощущением, что кто-то должен говорить им, что делать. Во время игры дети учатся контролировать эмоции, коммуницировать и договариваться, выбирают будущие профессии, обучаются управлять или подчиняться, спорить, доказывать, убеждать, уговаривать…

Понаблюдайте за любой группой играющих детей. Вы увидите, что они постоянно договариваются и ищут компромиссы. Дошкольники, играющие в «семью», большую часть времени решают, кто будет мамой, кто ребенком, каким образом будет строиться драматургия. Или возьмите разновозрастную компанию, играющую во дворе в спортивную игру. Правила устанавливают дети, а не внешняя власть — тренеры или арбитры. Игроки должны сами разбиться на команды, решить, что честно, а что нет, взаимодействовать с командой противника.

В игре, кроме этого, есть ещё ряд важных моментов, благотворно сказывающихся на развитии детей. Это использование предметов-заместителей, когда недостающие игрушки или предметы заменяются другими предметами, причём внешнее сходство с ними вовсе не обязательно, главное — это функциональные свойства предмета, т. е. возможность использовать его в качестве недостающего. Например, карандаш может быть ножиком, расчёской, указкой и даже скачущей лошадкой. Представляете, какой простор для развития находчивости, воображения, изобретательности. То ли дело, когда у малыша полный комплект игрушек, — тогда потребности в использовании предметов-заместителей нет. А ведь именно предметы-заместители, используемые в игре, развивают творчество, находчивость, смекалку, самостоятельность в поиске, умение из ограниченного числа предметов создать полноценную игру.

Если ваш ребенок не играет, попробуйте создать ему дома необходимые для этого условия. Дайте ему возможность поиграть. Ненавязчиво вмешивайтесь в игру, обращайте внимание на то, что он делает. Для ребенка много значит одобрение родителей, участие, которое они проявляют в его игре. Если вы будете играть вместе, то, несомненно, у ребенка разовьется игровая деятельность.

В нашем столетии, современные родители стали занимать своих детей всем чем угодно, только не игрой, считая это «пустым» и «негодным» занятием. Поэтому 21 век считается провальным в плане дворовых забав и социализации детей. По данным исследований казанских студентов Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма, современные дети стали двигаться в шесть раз меньше, чем в 20 веке. Что плохо сказывается как на мышечном тонусе, так и на развитии. И тем более на общении.

Поэтому необходимо создать детям игровую среду, где бы они могли играть сами или обучаться через игру со взрослыми. Если урок превращается в сюжетно-ролевую игру, то знания и навыки усваиваются мгновенно. Часто на занятиях в садике «Бала-Сити» дети сами предлагают свою драматургию, например, хотят самостоятельно вести занятие по любимой теме и с успехом, играя «в воспитательницу» проводят весь урок от начала до конца. Во время изучения иностранных языков также часто занятие превращается в театрализованное действие, где дети сами себе режиссеры и артисты. А потом взрослые удивляются, как это можно выучить одновременно четыре языка? Ещё как можно, но только через игру!

И в завершении на заметку: на одном из социологических опросов, из 300 опрошенных родителей все ответили утвердительно на вопрос «Играете ли вы со своим ребенком». А в то же время 64% детей на вопрос «С кем ты играешь дома» ответили, что в одиночестве. Так что, отложите эту статью и если время еще не позднее, поиграйте с вашими детьми.

Альбина Насырова

директор Бала-Сити

Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square
bottom of page